25.08.2015

В Находке любые лекарства не достают, а заказывают

В Находке любые лекарства не достают, а заказывают

В Находке любые лекарства не достают, а заказывают

Предлагая широкий ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения, аптечные сети Приморья, тем не менее, по ряду причин не могут ежедневно полностью обеспечивать потребности в них населения. МУФП “Центральная городская аптека” города Находки отработала четкую систему работы с заявками населения и медицинских организаций, благодаря которой ни одна из них, за редким и обоснованным исключением, не остается невыполненной. Да, при выполнении заказов иногда приходится сталкиваться с трудностями, использовать все свои  возможности. Однако, как шутят работники аптеки, в любом случае, чтобы достать лекарство, в Находке блат уже давно не нужен. 

Иметь все и всегда невозможно

Аптека априори не может иметь в наличии все и работать со всеми поставщиками, а их, кстати, на Дальнем Востоке не так и много, да и закрывают они около 90% потребности. Играет свою роль и отдаленность нашего региона. 

По словам старшего провизора МУФП “Центральная городская аптека” города Находки Ирины Шутовой, заказы на препараты, отсутствующие в продаже на данный момент, поступают ежедневно. Это не обязательно дорогостоящие средства. Как правило, речь об онкологических препаратах,  дорогостоящих, не входящие в стандарты лечения, а также новинках, которые в прямом смысле слова долго едут до нашего края.  Поэтому зачастую в Приморье они появляются значительно позже, чем в центральной части страны.  Также нет смысла постоянно держать на складе лекарственные средства, которые врачи назначают крайне редко, а также «неходовые» препараты с коротким сроком годности.  

Для того чтобы выполнить  индивидуальный заказ, используются все возможности  аптеки. Очень помогает то, что на предприятие с более чем 60-летней историей работает его имя – выработались серьезные связи и репутация. Это важно и при работе с  медпредставителями и фармдистрибьютерами. 

Недавно, например, происходила закупка препарата «Энуксан», предназначенного для химиотерапии.  У него имеется русский аналог «Циклофосфан», но ни того, ни другого в Приморье в наличии не было.  
 

«Для выполнения заказа мы вышли на столичного поставщика, с которым до этого не имели взаимоотношений.  С местными поставщиками мы работаем часто по автоматическим заказам, иногда даже нет необходимости созваниваться, – рассказывает Ирина Ивановна. –  Здесь же были некоторые сложности: предоплата, переписка, доставка только  до Владивостока.  Однако мы смогли договориться. Отмечу, что даже если речь идет о небольшой партии, особенно о препарате, который входит в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (где цены регулирует государство), то на его конечной стоимости наша дополнительная работа не скажется. 

Даже если мы сами везем товар из Владивостока, то никогда не берем плату ни за доставку, ни за сам заказ.  Правда, иногда просим человека подъехать, согласовать отдельные нюансы, так, некоторые заказы мы не имеем права принимать по телефону. Иногда может потребоваться предоплата – бывает, что люди и не забирают заказанный препарат.  Хотя с теми, кто у нас обслуживается годами, мы работаем на доверии».    

Еще один из ярких примеров работы по заявке. Зимой телефон аптеки разрывался от звонков по поводу многокомпонентных вакцин «Инфанрикс» и «Пентаксим».  Тогда Находка выходила на Москву и Томск, откуда удалось поставить крупную партию. Предприятие производило предоплату, его работники сами ездили за препаратами во Владивосток, следили за соблюдением холодовой цепи.

Однажды была ситуация, когда медучреждение в конкретный момент не могло обеспечить больного дорогостоящим онкологическим препаратом по федеральной программе. Тогда подключились местные депутаты, всем миром собрали деньги, и аптека  выполнила заявку.

Только по веской причине

 «Отказы, к сожалению,  у нас есть.  Какие-то вещи в определенное время заказать просто невозможно, - объясняет Ирина Шутова. – Возьмем ту же вакцину, спрос на  которую  в определенное время увеличивается повсеместно.  А выращивается она 24 месяца и, как правило,  распределяется уже на этапе производства.  Мы получили письмо, в котором объяснялись все эти моменты и указывались сроки, когда нужный нам товар может быть доступен. К тому же поставщиков, занимающихся вакцинами, можно пересчитать по пальцам. Это мало кому выгодно – документация, определенный учет, жесткие условия транспортировки... Коммерческим аптекам зачастую невыгодно связываться с подобными заявками, связанными и с человеческими, и с финансовыми затратами».

Аптечная сеть не может себе позволить делать ежедневные заказы в Москву. Обычно формируется комплексная заявка, предусматривающая и собственные потребности на будущее. Тем не менее, если брать препарат, который в наличии в крае, то  заказ может быть исполнен и за сутки. Если нет – ждать надо будет в среднем две недели. Срок всегда по возможности минимален – ведь, как правило, больному лекарственное средство требуется срочно.

«Мы можем приобретать препараты под дальнейшую реализацию и с учетом пожеланий клиентов. Хотя в аптечных закупках сложно что-то предполагать.  Никто не знает, какой будет отклик от покупателей и врачей на то или иное средство, - констатирует Ирина Шутова. - Возьмем, например,  препарат «Диваза» от российского производителя, выпускающего гомеопатическую продукцию.  Мы его закупили, однако востребованным он стал лишь после того, как пошла его реклама в СМИ. Но это может быть временный спрос.  Мы же в своей работе зависим от сроков годности препаратов, условий их хранения и т.д.. Кроме того, могут меняться документы, по которым ЛС переходят из одного разряда в другой».  

Ирина Ивановна подчеркивает, что муниципальная аптека может помочь только с теми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, что зарегистрированы на территории РФ.  Нередко в  учреждение обращаются с просьбой «достать» препарат, который врач не выписывал, просто о нем услышали в рекламе, в том же интернете, часто это в лучшем случае БАД.  «Жертвы»  сетевого маркетинга тем не менее для гарантии качества желают приобрести его через аптеку. Однако в подавляющем большинстве случаев у таких «лекарств» нет регистрации в России, соответственно их нет ни у одного из серьезных поставщиков.

Причиной первичного отказа может быть и неумение больного правильно сделать заявку – люди и болезнь свою забывают, и название препарата не могут правильно назвать, в некоторых случаях даже опытные провизоры и фармацевты (кстати, 14 специалистов Центральной городской аптеки Находки имеют первую и высшую квалификационную категории) не понимают, о чем речь. А  потому порой  «собирают»  нужный препарат по кусочкам.   

Однако если аптека, несмотря на прилагаемые усилия, не может найти конкретный препарат, то старается предложить синонимичную замену. «Сознательно никогда мы предлагать замену не будем! - утверждает провизор. - Но если возникают серьезные трудности, мы анализируем рынок и подбираем лекарственное средство с тем же действующим веществом и дозировкой.  И уже право человека – выбирать».

 

.
ФИО Телефон Ваш текст